Встать на крыло
“Вечерка” активно освещала события, связанные с проходившим в столице Башкортостана Вторым всероссийским фестивалем детских студий творческого развития “Оперение-2013”. Шестидневный слет тринадцати студий, созданных в восьми городах нашей страны благодаря Благотворительному фонду Константина Хабенского, завершился. И сегодня мы предлагаем вниманию читателей итоговый материал, в который вошли несколько фрагментов жизни феста, участники коего учатся смотреть на мир сквозь призму творчества и совершают первые попытки встать на крыло.
День третий
Мое сердце завоевал Воронеж, показавший в третий день феста собственную версию “Ежика в тумане”, в которой от знаменитой сказки Козлова осталось, пожалуй, только название. А еще - чувство всепоглощающей любви и пристального внимания даже к самой крохотной былинке... Именно этими ощущениями полнится текст Сергея Григорьевича, вдохновивший Юрия Норштейна на создание шедевра, коего назвать мультиком язык не поворачивается...
И кажется мне, атмосфера норштейновского фильма, в свою очередь, вдохновила “штаб” воронежцев, подаривших залу то, что я считаю предчувствием... спектакля. Спектакля, в котором Ежик попадает в Зазеркалье (“У каждого свое понимание того, что такое туман”, - ответил анализировавшему показ Хабенскому один из педагогов).
Мотив путешествия в Зазеркалье, уверена, привлек воронежцев отнюдь не случайно. Ведь огромное количество произведений литературы для маленького читателя построены именно на сюжете, связанном с путешествием. История Сельмы Лагерлеф про мальчика Нильса, попавшего в гусиную стаю, “Детство Никиты” Алексея Толстого, “Голубая чашка” Аркадия Гайдара, “Алиса” Льюиса Кэрролла, да даже чеховская “Степь” - все они так или иначе рассказывают нам о том, как растет, меняется, открывая большой мир, ребенок, оторванный от дома хотя бы на день...
Воронежский Ежик, обидев своего двойника, шагнул в Зазеркалье в поисках покинувшего его отражения и благодаря этому сумел взглянуть на себя со стороны. Фантастически просто! Но, как известно, добиться такой вот простоты невероятно сложно... Имею в виду и внятность высказывания (мысль, безусловно, должна транслироваться в зал, достигая самых дальних его уголков, а такое удалось на “Оперении” отнюдь не всем участникам). И пластическую выразительность, на которую в том числе опираются и задачи по решению сценического пространства. На мой взгляд, воронежцы добились того, что называется “единством формы и содержания”. И каждый из взрослых, следивших в тот час за ними из кресел партера, понимал, что содержание истории о взрослении совсем еще юного героя продиктовало столь сложную форму, которую “перышки” освоили, приняв безоговорочно.
Невооруженным глазом видно, что с ними работают очень опытные педагоги по пластике, сценическому движению... И вообще, на протяжении их выступления меня не покидала мысль о том, что это очень качественный “продукт”, рожденный профессиональной командой. Нет, речь сейчас не о детях, которые, поверьте, очень хороши. Разговор идет о наставниках, в равных долях внесших свою лепту в общее дело - по сценречи и пению, движенческим дисциплинам и мастерству... Люди работали честно. И резюме Хабенского, который на сей раз оказался на удивление краток, было столь же честным: “Воронеж - потрясающе!”.
***
“Вечерка” уже писала о том, что за час до начала своего концерта Пелагея, откликнувшаяся на приглашение Хабенского и приехавшая в Уфу, сидела среди участников “Оперения” и болела за земляков, отчитывавшихся перед “родительским комитетом”. И хотя Константин Юрьевич, предварительно поинтересовавшийся: “Как договаривались? Говорим все честно, критику выслушиваем без обид и делаем выводы?”, судил сибиряков строго, певица, придерживаясь собственной точки зрения, нашла-таки минутку, чтобы поддержать ребят. Глазами отыскав своих в переполненном зале, собравшемся на беседу с лидером группы “Пелагея” после выступления музыкантов, она решительно заявила: “Новосибирск, вы - молодцы! Вы были командой. И я гордилась вами!”. “Пернатые” взревели от восторга, неистовствуя до тех пор, пока Хабенский не предупредил, что времени мало и гостья скоро уедет.
Разговор мне показался чрезвычайно интересным, и не потому, что я узнала какие-то новые факты из биографии Пелагеи. Нет, то, о чем она рассказывала, в большинстве своем уже известно. Завораживало другое. А именно - то, насколько свободно вели себя студийцы, очень точно, кстати, формулируя вопросы - неглупые, взвешенные, исполненные уважения к собеседнице. Мне кажется, шел процесс обоюдной аккумуляции, в коем Пелагея Сергеевна, изрядно уставшая после полуторачасового живого концерта, получила флюидов добра гораздо больше, чем все эти девочки и мальчики, жаждавшие ответов на свои бесконечные: “В каком возрасте Вы впервые вышли на сцену? Какие качества необходимы начинающему певцу? Что для Вас было самым интересным в телепроекте “Голос”? Сколько времени Вы тратите на подготовку новой песни?”. Короче, я стала свидетелем торжества чистой энергии, как минимум на неделю вперед подпитавшей гостью, ночью улетавшую в родной Новосибирск. Думаю, и Константин Юрьевич, признавшийся в день закрытия “Оперения-2013”, что устал он смертельно, но тем не менее счастлив, понимает: мирный атом, на шесть дней сконцентрированный в пространстве “Зеленой Рощи”, в состоянии свернуть Уральские горы...
Касаемо же собственно концерта Пелагеи Сергеевны... Признаюсь, на протяжении его меня угнетала мысль о том, что сама-то Уфа была лишена возможности послушать группу “Пелагея” и ее лидера (за качество звука, кстати, отвечали наш Андрей Бурицкий и К°). Ведь на территорию “Рощи” попасть могли единицы, а жаль, желающих нашлось бы немало. Добавлю: вокальные данные госпожи Хановой, мощь ее голоса, сценическое обаяние и то, с какой отдачей она работает, - тоже есть торжество чистой энергии, которой многим сегодня явно не хватает.
Илюзя КАПКАЕВА.
День четвертый
Встреча “перышек” с участниками телепроекта “Даешь молодежь!” Михаилом Башкатовым и Андреем Бурковским прошла в формате дружеской беседы. Гости предложили студийцам вместе поразмышлять на интересующие тех темы, поскольку, будучи еще сами студентами, чему-то учить или проводить мастер-классы они не рискнут.
- Мы находимся здесь второй день и уже успели увидеть вас на сцене, - начал Михаил Башкатов. - В ваших глазах заметен огонь и интерес к тому, чем вы занимаетесь, - и это главное. Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать: пятьдесят процентов имеющегося опыта я получил в детстве. Все, чему меня учат сейчас, накладывается на ту базу, которая была заложена в юном возрасте. Поэтому, занимаясь в студии, старайтесь впитывать все, что дают вам педагоги. Даже если вы не мечтаете стать актером и не собираетесь идти по этому пути, набранные знания, навыки пригодятся в дальнейшей жизни.
Впечатлением от показов поделился и Андрей Бурковский:
- Глядя на вас, я подчас прихожу к выводу, что вы не верите в то, что делаете. На сцене нужно прежде всего быть честным. Пытайтесь понять каждое свое движение. “Педагог так сказал” - не объяснение. На сцену поднимается не учитель и не режиссер, а вы. Именно на вас смотрят зрители. Поэтому важно осознавать цель каждого своего действия.
Вопросы студийцев, обращенные к гостям в первую очередь касались участия Михаила Башкатова и Андрея Бурковского в телепроекте “Даешь молодежь!”, благодаря которому они и стали известными: какой образ скетч-шоу им более близок, как они “погружаются” в роль, кто придумывает шутки... Однако были среди “перышек” и те, кто хотел получить от Михаила и Андрея конкретные советы. Например, как справиться с волнением.
- Волнуются все, и этого не надо стыдиться, - ответил Андрей Бурковский. - Главное, находясь на сцене, да и в обычной жизни, не думать о том, что сейчас на тебя смотрят все. Не думать, как ты выглядишь в данный момент. Нужно просто быть собой и выполнять то, что требуется.
Лизе из Перми очень хотелось узнать, кем герои популярного шоу мечтали стать в свои восемнадцать лет. Выяснилось, что мысли о сцене посещали только Андрея Бурковского, выступающего тогда за школьную команду КВН. Однако, окончив одиннадцатый класс с золотой медалью, он поступил в Юридический институт Томского государственного университета и лишь спустя десять лет воплотил свою мечту в жизнь - в 2010 году стал студентом актерского факультета “Школы-студии МХАТ”. Михаил Башкатов тоже не может похвастаться ровной дорогой к сегодняшней своей популярности (напомним, он к тому же и один из “фигурантов” проекта Первой кнопки “Вышка”). После школы Башкатов пошел учиться на экономический факультет Томского государственного университета и уже там влился в ряды игроков КВН.
- Не надо ставить перед собой мелких целей и мечтать, скажем, только о новых джинсах, телевизоре или игрушке, - прощаясь с ребятами, улыбнулся Андрей Бурковский. - Надо замахиваться на большое, пусть это будут даже нереальные задачи. Но они (при условии, конечно, абсолютной веры в задуманное) обязательно исполнятся. И я желаю вам этого.
Татьяна ВАРИЦКАЯ.
...Сцена практически пуста. Исполнителям не смогут помочь ни костюмы, ни декорации, ни реквизит - все это здесь лишнее. Только представьте: сейчас в вашем арсенале есть лишь тело, взгляд, пластическая выразительность, и вы, чтобы импровизация получилась, должны использовать эти возможности по максимуму. Не забудьте еще одно условие - гармоничное единение идеи, музыкального сопровождения и движений.
“Мир и человек”, “Свет из бездны”, “Зомбоящик”, “Многоточие свободы” - несмотря на нежный возраст, обычные, казалось бы, мальчики и девочки смогли прочувствовать главную составляющую столь нелегкого творческого задания.
За те шесть дней, пока длился фестиваль “Оперение-2013”, ребята старательно суммировали в голове все, чему их учили. В ход шли и блокнотики с записями, и витаминки для улучшения памяти, и просьбы, обращенные к педагогам (“А как сделать лучше?”)... Не зря ведь Константин Хабенский похвалил “оперяющихся”. Самой большой наградой для них стали его слова:
- Все это смело, со смыслом и настолько неотразимо... От вас глаз не оторвать! Воплощая свои идеи сердцем, телом, взглядом, вы двигаетесь вперед, учитесь читать между строк, подмечать мелкие, подчас даже невидимые детали. Важно найти точку соприкосновения между идеей и движением, жестом.
...Земля опустошена. На ней почти не осталось живого - апокалипсис не оставляет человечеству шанса. Но - о чудо! - последние жители планеты все еще сопротивляются катастрофе, и впереди все-таки мерцает надежда... Вот только смогут ли герои сделать правильный выбор? Останется ли на планете последний цветок?.. Увы, юная пара погубила себя, лишив землю последней надежды на продолжение рода человеческого... Знакомая ситуация, правда? Разве не мы день за днем уничтожаем природу, рубя тем самым сук, на котором сидим... Когда видишь воплощенные с недетской рассудительностью на сцене вечные истины о мире, дружбе, гуманности, то поневоле задумываешься: те, кто держит в руках будущее, кажется, дальновиднее нас...
Мастер-классы, начавшиеся уже на второй день работы фестиваля “Оперение”, не столько демонстрировали возможности и умения педагогов, сколько открывали новые пути для их воспитанников.
...Перед педагогом Натальей Витальевной Лебедевой стояла, казалось бы, невыполнимая задача: как помочь ребятам представить узкий лаз темной пещеры, да еще и “пройти” сквозь него, не поранившись и не застряв? Похоже, после нескольких неудачных попыток воображение все-таки одержало победу. Интересно при этом было наблюдать за выражением ребячьих лиц. Кому-то из них не приходилось прилагать много усилий, все у них получалось легко, естественно. А вот кто-то старался, аж высунув язык от усилий...
Десятиклассница из Перми Екатерина Пачина будто ждала моего вопроса о прошедшем мастер-классе
- Сегодня я поняла, что мы - команда и действия каждого зависят от маневров другого. Сделаешь неправильный шаг - пирамида разрушится, - рассуждает девушка. - И в то же время тебе предоставляется полная свобода - твори, выдумывай, пробуй. Быть свободным и в то же время зависимым - вот это настоящий фокус! А вы как думаете?
А я уверена, что Катя права.
Луиза ТИМАШЕВА.
...Думаю, сердце каждого участника фестиваля радостно сжималось в предвкушении съемок фильма режиссера Тимура Бекмамбетова “Елки-3”. Как было бы здорово появиться в кадре полюбившейся иным зрителям новогодней киноистории! На этот раз создатели ленты запланировали провести съемки финальных эпизодов в столице нашей республики: на площадке, недалеко от торгового центра Башкортостан. По сложившейся традиции, в одном сюжете переплетаются не только множество характеров, но и... разные города.
Съемочный процесс предваряла пресс-конференция, на которой Тимур Бекмамбетов и Константин Хабенский ответили на вопросы журналистов. Режиссер рассказал, что по сценарию все персонажи фильма, живущие в разных городах, но связанные общей идеей, во время боя курантов построятся, дабы “сложить” традиционное и вечное - “С Новым годом!”. И уфимцам ныне повезло: две буквы из этого поздравления - “Н” и “О” - достались нашему городу. Константин Хабенский обещание, данное ранее, выполнил: все участники (четыреста пятьдесят детей плюс педагоги и примкнувшие к ним добровольцы), съехавшиеся на “Оперение”, были приглашены на съемки.
Сама идея проведения их именно в нашем городе пришла Бекмамбетову и Хабенскому во время одной из их редких встреч.
- Костя рассказал мне про свой фестиваль, который пройдет в Уфе. Мы решили, что есть возможность совершить хорошее дело: совместить “Оперение” и съемочный процесс, - подчеркнул режиссер.
По словам авторов “Елок”, в третьей части появится уникальная личность, способности которой поразят многих. И это... собака по кличке Пират. Константин Юрьевич убедил собравшихся: Пират сыграл блестяще. И несмотря на то, что Хабенский сам является “собачником” и не может быть вполне объективным, он уверен - родилась новая звезда.
- “Елки”, как и Новый год, - событие, объединяющее всех нас. Мы - часть единого целого. Это фильм, который говорит: если чего-то очень сильно захотеть - желание непременно сбудется. Вспомните слоган “Елок-1”: “На Деда Мороза надейся, а сам не плошай”. Мало просто мечтать, надо приложить усилия для осуществления задуманного. И обязательно наступит момент, когда желаемое сбудется. В фильме ближе к концу кажется, что все рушится, и сделать уже ничего невозможно. А потом вдруг случается чудо, и все налаживается, - подытожил Бекмамбетов.
Также он сообщил, что это отнюдь не последние “Елки”. Скоро начнутся съемки четвертой части, в которой зрители узнают, как люди праздновали Новый год в 1914-м, сто лет назад.
После общения с журналистами кинотруппа приступила к работе. Несмотря на жару, детям выдали зимнюю экипировку: яркие вязаные шапки, шарфы, варежки. Как оказалось, не одни студийцы мечтали появиться на широких экранах: многие уфимцы захватили с собой теплую одежду, поскольку создатели ленты заранее предупредили, что готовы отобрать из толпы двадцать пять самых активных. Поклонники творчества Бекмамбетова появились на площадке в зимних сапогах, шубах и меховых ушанках. Благо уже темнело, прохладный вечер пришел на смену дневному зною, никому из массовки не стало плохо. И ведь правду говорят: жизнь актера не сахар...
А чуть позже на съемочной площадке... пошел снег. Красивый, белый, пушистый, только - искусственный, созданный с помощью кусочков полиэтилена и “ветродуев”. Но на новогоднее настроение юных участников фестиваля это не повлияло: они были в полном восторге от происходящего. Асфальт застелили белоснежным синтепоном, на котором расположились ребята и взрослые, составив уфимские “Н” и “О”, а затем весело прокричав: “С Новым годом!”. Завершился “съемочный день” красочным фейерверком, который заметили жители даже самых отдаленных уголков нашего города.
На большом экране “Елки-3” появятся в конце нынешнего года - 21 декабря.
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
День пятый
Победители прошлого “Оперения” - казанцы - в нынешнем году привезли на фестиваль работу под названием “А это мы...” Питомцы двух студий постарались синтезировать в рамках одного “высказывания” все, чему они научились за минувший год: пластику, сценическую речь, кукловождение...
Несмотря на то, что некоторые фрагменты показа не стали откровением для Хабенского - часть из них увидела свет на встрече студийцев Казани и Воронежа в Сочи, гостям из Татарстана удалось удивить и в чем-то даже восхитить собравшихся в Уфе участников фестиваля. К слову о героях показа - во время заслуженных аплодисментов в адрес вышедших на поклон “полпредов” Татарстана воронежцы растянули вдоль первого ряда большой кусок ткани со словами любви к своим “коллегам”. Стало очевидно, что соперничество между командами заканчивается ровно тогда, когда они сходят со сцены. За ее пределами студийцы восьми городов есть одна большая семья, и каждый фестиваль для них, главным образом, - очередная возможность воссоединиться. Что касается самого показа, на мой взгляд, ему немного не хватило логических соединений между отдельными “картинами”, целостности и сквозной идеи. Как оказалось, в своем видении я совпала с мэтром - эту же мысль озвучил и Константин Юрьевич, анализируя “отчет” казанцев. Кроме того, подвели нервы - во время финального монолога юноша по имени Назар забыл включить радиомикрофон. С этого нюанса и начал разговор Хабенский:
- Коли есть возможность, старайтесь отказываться от использования технических средств.
Далее последовал детальный “разбор полетов” и рекомендации к работе над ошибками.
- Если бы вы показали эту историю год назад, я бы сказал “Браво!”, - Константин Юрьевич был неумолим. - В нынешнем году задача поставлена иная: приблизить показ к форме спектакля на определенную тему. У вас я этого не увидел. Возможно, основываясь на “историях”, воплощенных на сцене, вам нужно было пойти по пути противостояния; а может быть, и напротив, по пути сближения двух миров - кукол и людей. Например, повести речь о том, как из неодушевленного рождается одушевленное; как жизнь куклы может продолжиться в жизни человека...
Словом, мэтр не скупится на конструктивную критику, естественно, в надежде на то, что студийцы и их педагоги будут воспринимать ее адекватно и делать соответствующие выводы. Да и вообще, согласитесь, умение посмотреть на себя со стороны, привитое с младых ногтей, в нужный момент может сыграть решающую роль в судьбе любого человека...
Татьяна ВАРИЦКАЯ.
...Отсмотреть восемь импровизаций подряд - это, скажу я вам, настоящее испытание для непосвященного, мозг которого под финал своеобразного марафона отказывается воспринимать суть происходящего. Тем полезнее было слушать Хабенского, устроившегося после показа на краю сцены и, периодически кидая взгляд в неизменную красную книжечку, начавшего разбор.
Обсуждения Константином Юрьевичем “опытов” студийцев - одна из самых интересных страниц “Оперения”. Как хороший актер, он на уровне тонких тел ощущает ткань “повествования”, очень точно чувствует градус настроя ребят и понимает причину того, почему иные из участников “топчутся на месте”. Мне кажется, встав во главе самоопределяющейся республики под названием “Оперение”, Хабенский и сам еще не до конца понимает, во что выльется эта идея. Но то, что в студиях воспитываются не только будущие актеры (это уж как карта ляжет), а в основе своей те, кого можно назвать Россией молодой, он, думаю, знает. Свидетельство тому - диалог президента фестиваля с залом, “свободный микрофон” в котором передавался из рук в руки, и на вопросы отца-основателя системы студий творческого развития весьма неглупо и рассудительно отвечали не педагоги, а ребята.
И вот вам еще пример. Санкт-Петербург за время, отведенное на импровизацию “Мы - завтра”, показал собравшимся... шахматную партию. Выложив на подмостках из сложенных вчетверо туристических пенок клеточки доски, питерцы выстроились двумя рядами по краям “поля боя” - один ряд в белых футболках, другой - в черных. Озадаченный Хабенский спросил: “Ребята, это что, ожидание каких-то страшных катаклизмов?” - “Нет, - раздалось в ответ взвешенное. - Это предчувствие гражданской войны”.
Заметьте, рассуждают о процессах, происходящих в обществе, молодые люди в возрасте четырнадцати-шестнадцати лет... Впрочем, Северная Пальмира - приграничный город, в жителях которого еще со времен Петра Великого живет ощущение тревоги...
Но разве это не поразительно?! Те, кого мы считаем совсем юными, способны многое понять и оценить. И в этих мальчиках и девочках, к “радости” отдыхающих в “Зеленой роще” отрывавшихся после десяти вечера на дискотеке, зреет некое чувство гражданственности, формируется позиция по отношению к тому, что происходит в стране. Значит, они умеют размышлять и быть серьезными. И это касается не только импровизации на тему “Мы - завтра”...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Окончание в следующем номере.
Второй всероссийский фестиваль детских студий творческого развития “Оперение-2013” активно поддержали:
Правительство Республики Башкортостан и лично вице-Премьер Лилия ГУМЕРОВА;
Министерство молодежной политики и спорта РБ и лично глава ведомства Андрей ИВАНЮТА;
Министерство культуры РБ и лично глава ведомства Амина ШАФИКОВА;
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и лично мэр столицы Ирек ЯЛАЛОВ;
Благотворительный образовательный фонд “Мархамат” и лично председатель его Попечительского совета Гульшат ХАМИТОВА.
***
Генеральный партнер фестиваля:
ОАО АНК “Башнефть”.
Партнеры:
ООО “ПромТрансБанк”;
ООО “Башкомснаббанк”;
Санаторий “Зеленая Роща”;
ГУП Художественные промыслы “Агидель”;
ОАО “Уфимский трикотаж”;
Уфимский государственный татарский театр “Нур”.
Если бы у фестиваля “Оперение-2013” не было добровольных помощников, то вряд ли “перышки” смогли сложиться в крылья.
Итак, огромный вклад и в подготовку феста, и в его проведение внесли президент Благотворительного образовательного фонда “Мархамат” Айгуль ГАРЕЕВА, сотрудник фонда “Мархамат” Ксения АФАНАСЬЕВА и заместитель директора Уфимского государственного татарского театра “Нур” Назира
ЯППАРОВА, заслуживающие отдельной благодарности.
Все силы отдали фестивалю специалист воспитательного отдела Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы Алина ОРАЗОВА и директор подросткового клуба “Виктория” Орджоникидзевского района столицы Екатерина КРЮЧКОВА. Обе они также заслуживают самых горячих слов признательности.
В числе добровольных помощников также были заместитель директора образовательного центра “Солнечный круг”
Лия САКАЕВА; Ильяс ХАКИМОВ и Юлия КУЛИКОВА (волонтерский центр “Энергия молодых” при УТЭК); Инна ШВЕЦОВА (Благотворительный образовательный фонд “Мархамат”)...
***
Добавим: организаторы и партнеры фестиваля поддержали “Оперение” и транспортом. Недостатка в машинах не было. Более того - водители работали четко и слаженно.
С особой благодарностью оргкомитет говорит о водителе Башкирского государственного театра оперы и балета Евгении ПЫЖЬЯНОВЕ, который завоевал симпатии всех своей обязательностью, безотказностью, профессионализмом и готовностью всегда прийти на помощь.
9-07-2013 (0) Просмотров: 203 Номер: 132(12280) Версия для печати